Выбор региона

ГЕОГРАФИЯ
НА ВКУС
Ленобласть

Рекомендуемые отели в городе Тула
Бутик-отель Азимут 4*
Избранное

«Я делаю только то, что мне интересно, так веселее жить»

Интервью с меценатом Галиной Степановой о том, как восстанавливали "Усадьбу Марьино", жемчужину Ленинградской области
О себе
Родилась я в Псковской области, где служил мой отец после окончания Великой Отечественной войны. С мамой они познакомились в Питере; до войны оба работали на Петрозаводе. Потом военное училище, фронт, служба в армии. Когда мне исполнилось четыре года, семья переехала в Ленинград. Жили мы очень бедно, но меня баловали и родители, и две старшие сестры, потому что я поздний ребёнок. По характеру была вредной, но это не мешало семье любить и защищать меня.

Сколько помню, в выходные мы всей семьёй всегда ходили по музеям, по паркам. Отец очень любил рисовать, и это я помню с детства. Несмотря на то, что он был военным, а затем сотрудником органов, увлечения у него всегда были творческие. Это передалось по наследству всем его детям: одна моя сестра окончила музыкальное училище, другая — художественное. Живопись стала и моим увлечением. В общем, дома было очень интересно. И ещё одно тёплое детское воспоминание: отец часто читал нам вслух. После школы я освоила профессию фотографа, много работала в парках Петергофа. Замужество, рождение сыновей, потом развод и перестройка. И тут пришлось, конечно, мобилизоваться, заниматься чем только возможно, как и многим в нашей стране.

Усадьба Марьино возникла в моей жизни, когда я занималась бизнесом, связанным с недвижимостью. Сначала у меня появилась галерея «Петербургский художник» с коллекцией картин художников ленинградской школы. Галерея сейчас активно работает, постоянно организуются выставки не только в галерее, но и по всей стране.

Ещё одно моё увлечение — это цветы, растения, создание красивого ландшафта, поэтому, когда на моей даче стало тесно цветам, я начала искать какой-то участок побольше. И судьба привела в усадьбу Марьино, которая уже семь лет была выставлена на продаже, наверное, меня ждала. Когда я приехала сюда, буквально на 20 минут, меня вдруг зацепило это место. Видимо, там на небесах увидели, что я смогу всё восстановить и достойно содержать. Что зацепило? Вероятно, дух этой русской усадьбы, дом запущенный, пруд заросший — в общем, жалко стало, потеряется это всё во времени. Оборачиваясь назад, я понимаю, что делаю только то, что мне интересно, так веселее жить. Мне стало вдруг очень интересно, появился азарт — захотелось восстановить эту красоту. 

Усадьба Марьино. История.
Я считаю, русская усадьба должна оставаться русской усадьбой со всем тем наполнением, которое у неё всегда было. Ещё до перестройки был создан проект восстановления усадьбы Марьино, собирался материал, и мы, когда пришли сюда, воспользовались этим готовым проектом. Мы не пытались воссоздать интерьеры, не пытались сделать музейное пространство. Важнее всего для нас была атмосфера того времени, дух того времени, обстановка того времени. А главное, привлечь внимание людей к истории двух замечательных российских династий — Строгановых и Голицыных, а через их судьбу — к истории России.

Приблизительно весь первый этаж дворца тогда были гостиные, люди жили на втором этаже. В центральной части второго этажа жила сама хозяйка, Софья Владимировна Строганова, а на первом — её матушка, Наталья Петровна Голицына, та самая, которая стала прообразом пушкинской «Пиковой дамы». Восточный корпус занимали дети: четыре девочки и старший сын Александр. К сожалению, наследник во время войны 1812–1814 годов погибает в местечке Краон, под Парижем. В усадьбе Марьино остаётся женский коллектив. Затем жизнь в усадьбе меняется: девочек замуж отдают, создаются новые семьи. За те сто лет, когда здесь жили Строгановы, всё менялось: сначала это была одна семья с детьми, а перед революцией уже каждой семье были выделены помещения. Неизменным оставался только первый этаж с анфиладой гостиных и парадных залов.

Мы восстановили в усадьбе стилизованные интерьеры начала 19-го века, для этого искали мебель повсюду. Сначала наполняли тем, что нашли по комиссионкам, что люди отдавали в дар; несколько раз мы ездили во Францию на антикварные рынки. Многое для усадьбы сделали наши петербургские умельцы-реставраторы. Что касается английского парка, то мы воссоздавали парк по планам 19-го века, и особой переделки здесь не потребовалось, в основном всё вернулось на свои места. Работа была проделана гигантская.

Ферма "Марьино"
Всякая русская усадьба в 19-м веке работала как советский колхоз — обеспечивала себя и хозяев безбедной жизнью при правильном ведении хозяйства. И сегодня надо кормить усадьбу, поэтому у нас рядом наша усадебная ферма. Мясо, молоко, яйца, овощи, ягоды, зелень — всё своё. При ферме работает сыроварня, как когда-то при Софье Строгановой. У нас поля большие, сейчас заготавливаем сено, расширяем коровник –– вместо девяти будет тридцать дойных коров. Продукцией фермы мы обеспечиваем не только себя, но и гостей, проживающих в усадьбе. Строгановы могли принять до 100 человек, мы чуть меньше.

Конечно, первая хозяйка усадьбы, Софья Строганова, вряд ли думала, что дом, который она создавала для семьи, потом будут посещать туристы. Но мы гостям очень рады и стараемся сделать так, чтобы каждый гость мог почувствовать атмосферу радушия и гостеприимства.

Праздники в "Усадьбе Марьино"
Сегодня усадьба — это не только будни с повседневными заботами, хлопотами, проблемами, но и хороший отдых, она по-прежнему точка притяжения для художников, поэтов, музыкантов. Петербургские художники — частые гости усадьбы Марьино, пишут её современную историю. По выходным дням приезжают музыканты, артисты, поэты, проводится так называемый музыкальный час. Каждый месяц в усадьбе устраиваются праздники, как народные, так и светские: Масленица, Иван Купала, Яблочный Спас, День русской усадьбы, Сиреневый день, Праздник роз, Рождество.

Интервью Ника Ганич, фото Яков Титов

Читайте также